Меню

Cdi коммутатор своими руками

Электронный коммутатор зажигания для скутера

При разработке данной схемы ставилась задача сделать компактную универсальную плату коммутатора, которая позволяла бы быстро и без перепайки деталей повторить разные варианты существующих промышленных образцов, из тех, которые можно купить в магазине. Выглядят они все примерно так, как показано на Рисунке 1.

Рисунок 1. Внешний вид и «начинка» коммутаторов.

Основной недостаток этих коммутаторов – низкая надежность. При этом ремонтировать их не представляется возможным, поскольку сама электронная плата в корпусе залита компаундом.

В Интернете можно найти множество вариантов электронных схем таких коммутаторов, и различия их, в принципе, незначительны. Каждый производитель делает схему под свой тип двигателя. На Рисунке 2 приведено несколько примеров таких схем.

Рисунок 2. Варианты схем электронных коммутаторов.

Все эти схемы можно в изобилии найти в Интернете, как правило, без подробных описаний и конкретных примеров применения. Как видно, схемы различаются, в основном, наличием или отсутствием RC-элементов в цепи управляющего электрода тиристора и количеством диодов, что позволяет получать различные параметры управляющих импульсов и, таким образом, менять угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

В данной статье приведен пример универсальной платы такого электронного коммутатора, позволяющей с помощью подстроечных элементов подобрать подходящий вариант без перепайки схемы. После настройки схемы с конкретным типом двигателя в различных режимах его работы все подстроечные элементы нужно будет заменить на постоянные, подобрав соответствующие номиналы.

Рисунок 3. Принципиальная схема электронного коммутатора.

В схеме (Рисунок 3) использованы диоды 1N4007 (1000 В, 1 А) или любые с аналогичными параметрами, отечественный тиристор типа КУ202Н (можно поставить импортные, например 1N4202, BT151-400…800, TYN1012, 2P4M; они меньших размеров, и их выводы припаиваются к соответствующим проводникам печатной платы).

Для подключения внешних элементов (конденсаторов и дополнительного диода 1N4007) удобно использовать любые малогабаритные разъемы. На схеме они обозначены J1 … J4. Допустимое напряжение конденсаторов С, как и С1, должно быть не менее 400 В.

Рисунок 4. Внешний вид прототипа электронного коммутатора.

Следует иметь в виду, что печатная плата устройства, показанного для примера на Рисунке 4, рисовалась без учета цоколевки реального разъема, которого на тот момент просто не было под рукой, поэтому разъем был установлен позже с обратной стороны платы (со стороны печатных проводников). Ниже приведен «нормальный» вариант платы (Рисунок 5), с учетом цоколевки, поэтому стандартный разъем на ней следует устанавливать со стороны деталей. Расположение деталей на печатной плате показано на Рисунке 6.

Рисунок 5. Печатная плата коммутатора (размеры 40 × 60 мм). Рисунок 6. Расположение деталей на печатной плате коммутатора.

Необходимо еще раз напомнить, что схема разрабатывалась как отладочная, поэтому для ее использования в реальных уличных условиях после всех настроек и регулировок следует заменить подстроечные элементы на постоянные с такими же или наиболее близкими номиналами и поместить плату в подходящий герметичный корпус, либо залить эпоксидной смолой или каким-нибудь другим изолирующим компаундом.

Источник

Как сделать самодельный коммутатор на скутер

Электронный коммутатор зажигания для скутера

При разработке данной схемы ставилась задача сделать компактную универсальную плату коммутатора, которая позволяла бы быстро и без перепайки деталей повторить разные варианты существующих промышленных образцов, из тех, которые можно купить в магазине. Выглядят они все примерно так, как показано на Рисунке 1.

Рисунок 1. Внешний вид и «начинка» коммутаторов.

Основной недостаток этих коммутаторов – низкая надежность. При этом ремонтировать их не представляется возможным, поскольку сама электронная плата в корпусе залита компаундом.

В Интернете можно найти множество вариантов электронных схем таких коммутаторов, и различия их, в принципе, незначительны. Каждый производитель делает схему под свой тип двигателя. На Рисунке 2 приведено несколько примеров таких схем.

Рисунок 2. Варианты схем электронных коммутаторов.

Все эти схемы можно в изобилии найти в Интернете, как правило, без подробных описаний и конкретных примеров применения. Как видно, схемы различаются, в основном, наличием или отсутствием RC-элементов в цепи управляющего электрода тиристора и количеством диодов, что позволяет получать различные параметры управляющих импульсов и, таким образом, менять угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

В данной статье приведен пример универсальной платы такого электронного коммутатора, позволяющей с помощью подстроечных элементов подобрать подходящий вариант без перепайки схемы. После настройки схемы с конкретным типом двигателя в различных режимах его работы все подстроечные элементы нужно будет заменить на постоянные, подобрав соответствующие номиналы.

Рисунок 3. Принципиальная схема электронного коммутатора.

В схеме (Рисунок 3) использованы диоды 1N4007 (1000 В, 1 А) или любые с аналогичными параметрами, отечественный тиристор типа КУ202Н (можно поставить импортные, например 1N4202, BT151-400…800, TYN1012, 2P4M; они меньших размеров, и их выводы припаиваются к соответствующим проводникам печатной платы).

Для подключения внешних элементов (конденсаторов и дополнительного диода 1N4007) удобно использовать любые малогабаритные разъемы. На схеме они обозначены J1 … J4. Допустимое напряжение конденсаторов С, как и С1, должно быть не менее 400 В.

Рисунок 4. Внешний вид прототипа электронного коммутатора.

Следует иметь в виду, что печатная плата устройства, показанного для примера на Рисунке 4, рисовалась без учета цоколевки реального разъема, которого на тот момент просто не было под рукой, поэтому разъем был установлен позже с обратной стороны платы (со стороны печатных проводников). Ниже приведен «нормальный» вариант платы (Рисунок 5), с учетом цоколевки, поэтому стандартный разъем на ней следует устанавливать со стороны деталей. Расположение деталей на печатной плате показано на Рисунке 6.

Необходимо еще раз напомнить, что схема разрабатывалась как отладочная, поэтому для ее использования в реальных уличных условиях после всех настроек и регулировок следует заменить подстроечные элементы на постоянные с такими же или наиболее близкими номиналами и поместить плату в подходящий герметичный корпус, либо залить эпоксидной смолой или каким-нибудь другим изолирующим компаундом.

Как сделать самодельный коммутатор на скутер

Активность: 11 Offline

Активность: 1238 Offline

Фото правда не очень 🙂 а вот ссылка да.

Активность: 5582 Offline

Пн, 06.09.2010, 18:02 | Сообщение # 3
Полезный ресурс. Особенно если немецкий знать. Моих знаний английского хватило едва:)

Активность: 11 Offline

Пн, 06.09.2010, 22:24 | Сообщение # 4
Ну товарищи офицеры, пардон на то и форум! Каждый участник скинет ссылочку, фотку ( пусть и не хорошего качества) и собирается материал для всех. Если понадобятся фото более детальные, не поленюсь, разберу, пересниму и скину на форум. А ресурс пусть и заумный, но инфы в нём по мотоэлектронике много. На русском языке извините, информации кот наплакал. Немецкий это слава богу не китай. И вообще, администратор вправе закрыть тему. Но сомневаюсь, далеко ли Вы продвинитесь, если будете столь критичны 🙂 Или я не прав? И без обид!

Активность: 5582 Offline

Активность: 1238 Offline

Активность: 11 Offline

Простые коммутаторы, то есть без опережения зажигания, проверяются просто- на ком-тор приходят 5 проводов:1-общий сопротивление относительно рамы и двигателя- 0 ом, 2-питающий с катушки находящейся в генераторе ( сопротивление относительно общего провода-порядка 500 ом), 3- с датчика импульсов( обычная катушка с сопротивлением относительно общего провода примерно 150 ом), 4-с кнопки стоп двигателя( относительно общего в не нажатом состоянии сопротивление бесконечно, в нажатом 0 ом ), и 5- выход на катушку зажигания (бобину). Проверяем катушки и провода на обрыв, если всё в норме, переключаем мультиметр ( можно и цифровой)в режим замера переменного напряжения до 50v и поочерёдно проверяем наличие напряжения на катушках соответственно проворачивая двигатель кикстартером. На питающей катушке напряжение должно быть больше, чем на катушке импульсов.Величиной показаний заморачиваться не стоит. Я пользуюсь цифровым китайским мультиметром, а у него большая инерция и он не успевает показать достоверные показания, питающая катушка успевает развить до 25- 40v, а катушка импульсов до 8- 12v. Оговорюсь, что это при прокрутке двигателя ногой. Вообще если какие то показания есть то велика вероятность, что генератор живой, а проблема может быть в ком-ре, бобине или вообще в свече. Хочу добавить, распиновка у производителей разная, как и цвет проводов. Это простеишая схема, но сами понимаите бывают заморочки и по сложней, поэтому нужен другой подход. Кому интересно, есть стенд самопальный и описание Для проведения испытаний подключаем к проверяемому коммутатору вместо штатных питания и датчика выводы с этого стенда, а также присоединяем к коммутатору катушку зажигания со свечой (разумеется, они должны быть заведомо исправны!). Не забываем соединить вместе выводы массы всех частей схемы, в т.ч. от катушки зажигания и свечи. Т.е. собираем у себя на столе схему зажигания, аналогичную скутерной. Найти разводку выводов коммутатора можно не только по схеме в техническом описании скутера, но и непосредственно прослеживая «на натуре», куда какой провод идёт. Затем зажимаем конец вала в электродрель с регулированием оборотов (если редуктор в ней имеет переключатель на два диапазона регулирования, то выбираем тот, где обороты побольше), корпус нашего стенда удерживаем от вращения, и запускаем дрель. Если всё правильно, то по мере увеличения оборотов должна на свече появиться искра. При соединении вывода выключения с массой искра должна пропасть.

Чем же удобнее такой стенд по сравнению с проверкой прямо на скутере? Во-первых, тем и удобнее, что не на скутере, а на столе – всё видно, всё можно померить, а то и посмотреть осциллографом, у кого он есть. Во-вторых, удобное управление оборотами позволяет проверить коммутатор по всему диапазону условий эксплуатации, и даже за его пределами. Легко можно убедиться, подойдёт ли коммутатор от одного аппарата для работы с катушкой зажигания от другого, а также осуществить любые другие проверки в меру своей фантазии.

Вот дополнительная информация для тех, кто захочет изготовить такой стенд. Обмотку на П-образном сердечнике необходимо домотать – освободить верхний конец обмотки, подпаяться к нему таким же обмоточным проводом, изолировать место спая и продолжить намотку в том же направлении до заполнения каркаса катушки на обоих его половинках. Провод можно взять с аналогичной неисправной помпы, лишь бы её обмотка была цела. Пригодность изготовленной обмотки можно проверить, собрав устройство, подключив к ней тестер как вольтметр переменного напряжения со шкалой 300…750 вольт, и раскрутив вал с магнитом до оборотов холостого хода (около 1000 об/мин). Если обмотка выдаёт при этом не менее чем 30…50 вольт, то этого будет достаточно для создания искры. Затем дав максимальные обороты, на какие способна дрель, надо замерить максимальное даваемое напряжение. Оно должно быть около 150…250 вольт и ни в коем случае не превышать 300 – превышение грозит неприятностями для испытуемых коммутаторов, и тогда часть домотанных витков надо отмотать.

С катушкой датчика мороки будет побольше. Сначала надо найти подходящий компактный, но мощный магнит (годится от мебельных магнитных защёлок). На один его полюс приклеить полоску листового железа толщиной 1,5…2 мм и шириной 8…10 мм, на которой разместить картонный каркасик для обмотки, а на другой полюс приклеить изготовленный из такого же железа крепёжный кронштейн. Обмотка датчика должна содержать не менее 2500…3000 витков обмоточного провода диаметром 0,06…0,1 мм, но это ориентировочные данные. Ведь поскольку магнит и прочие элементы датчика произвольны, количество витков придётся подбирать «по месту», пока на оборотах холостого хода не получится сигнал, способный дать поджиг искры. Измерение выхода этой обмотки вольтметром не имеет смысла, поскольку сигнал с неё имеет вид узких импульсов, а вольметр рассчитан на синусоиду и будет сильно (в несколько раз) врать. В лучшем положении те, кто имеет осциллограф – глядя на его экран, они должны добиться, чтобы обмотка датчика при оборотах холостого хода давала импульсы высотой не менее 1 вольта. При нехватке обмотку придётся домотать, при избытке отматывать лишнее не надо – избыток здесь безопасен.

Активность: 1238 Offline

Только вот не врублюсь, зачем ставят симистор, ведь с генератора берется один полупериод, диод VD1. Вот и на фото в анод поставлен диод, достаточно пол волны, на фото ниже тиристор? Те коммутаторы, что восстановил там тоже были БТ, но схемы не знал вот и ставил как в оригинале.

Активность: 11 Offline

Активность: 1238 Offline

Чт, 09.09.2010, 21:25 | Сообщение # 9
И емкость по управляющему электроду, некий одновибратор?
Вот схема похожа, без каких либо наворотов, и тиристор

И еще коммутируют транзистором

Типы коммутаторов

Коммутатор служит для управления низковольтными токами первичной обмотки катушки зажигания.

Типы коммутаторов на скутер

Из массы типов коммутаторов, для мототехники используются их только три типа:

DC CDI коммутатор

Один из наиболее известных коммутаторов в силу несложности подсоединения. Самый обычный из них имеет только 4 контакта для таких проводов:

Не глядя на простоту, есть много коммутаторов данного вида. Есть с ограничителем максимальных оборотов и без, с переменой фаз опережения зажигания, с добавочными контактами для самых различных надобностей. В частности, к неким коммутаторам дозволительно “зацепить” боковую подставку, при открытии какой двигатель не раскрутится до оборотов, при каких включается сцепление. Делается это для того,чтоб застраховать водителя от опасных необдуманых поступков.

Коммутатор АС

Катушка коммутатор зажигания

Наиболее сложный тип коммутатора. Связывает в себе и коммутатор и катушку зажигания, обходится совсем без датчика Холла. Исследована слабо в силу своей непробиваемости и малой распространённости.

Стоковый коммутатор на скутер

Стоковый или оригинальный коммутатор — это тот, который устанавливается на ТС с завода. Основное его превосходство перед прочими в том, что он уже расчитан на ту технику, с какой функционирует, нередко он с ограничителем для того, чтоб двигатель не развивал обороты, опасные для жизни и ресурса коренных подшипников, всего кривошипно-шатунного механизма, цилиндро-поршневой группы и других конструкций и агрегатов. Стоковый коммутатор, это основной источник долговечности хорошо обдуманного двигателя, его экономичности и прочности. Те, кто берёт на себя риск сменить заводской коммутатор на спортивный (тюнинговый), тот рискует многим. Ещё более многим рискуют те, кто до конца не понимают, что намереваются совершить. Неумелая установка таких деталей и последующее их использование со обычным двигателем нередко приводят к уменьшению ресурса и смертельному финалу двигателя, иногда в тот же день.

Спортивный коммутатор

Ключевая задача хорошего спорт-коммутатора в том, чтобы избавить двигатель от верхнего рубежа оборотов. Понимающий человек никогда не установит такую деталь на неготовый двигатель. Такие мероприятия проводятся в комплексе и им предшествует смена ещё целого ряда элементов, лишь тогда всё станет трудиться как надобно. После таковых переделок прогресс оборотов меняется в сторону более больших.

Коммутатор с изменяемыми фазами опережения зажигания

Они позваны выровнять искривленную вращающего момента и возместить голод мощности в требуемых участках оборотов. Если до этого двигатель, предположим, плохо тянул в зоне низких и средних оборотов, то сейчас коммутатор, хорошо выбирая опережение зажигания, этот провал выравнивает, тем самым обеспечивая побольше ровную динамику и дает возможность выигрывать в разгоне перед своим заводским предшественником.

Распиновка коммутатора для скутера

Распиновка коммутатора скутера – это схема его подключения в электрическую цепь скутера. Существуют приборы нескольких типов: например, в китайских моделях может использоваться коммутатор типа DC или AC. Отличаются они друг от друга не только визуально, но и принципом накопления энергии для дальнейшего создания искры. DC берет энергию напрямую от аккумулятора, а AC привязан к катушке генератора.

Типы коммутаторов на скутер

Перед тем как подключать коммутатор, важно знать, какой тип требуется вашему скутеру. Если подключить не то устройство или сделать это неправильно, коммутатор тут же выйдет из строя. Проблема заключается в том, что деталь имеет одинаковые штекеры, однако отличить их друг от друга можно. Стоит начать с того, что DC по размеру значительно больше.

AC CDI встречается намного чаще. Его устанавливают на большинство китайских и некоторые японские модели транспортных средств. Чаще всего такой коммутатор встречается на тех скутерах, которые имеют двигатель 139QMB или 157QMJ.

Немного другой AC коммутатор ставится на мопеды «Альфа», «Дельта», другую технику с мотором 1P39FMB. Такой коммутатор работает от катушки генератора, ему требуется переменное напряжение

DC имеет другой тип питания – от аккумулятора, поэтому у него

12V, и если подключить его к генератору, коммутатор сломается. AC в этом плане более выносливый, скорее всего, он просто не будет работать, пока вы не подключите его правильно.

Распиновка

Если у вас установлен на скутере мотор 4т, распиновка коммутатора будет завесить от того, какой тип требуется данному скутеру. Для DC она будет следующей:

Если у вас тип AC, расположение клемм он имеет такое же, однако они подключаются иначе:

Скутер Хонда Дио АФ 18 27

Хонда Дио АФ 18 имеет немного другой коммутатор японского производства, именно поэтому распиновка у скутера немного своеобразна, и крепления на коммутаторе другие. Подключается он следующим образом: слева направо, сначала верхние, затем нижние клеммы. Расположение:

Скутер Yamaha Jog

На данный тип мототранспортного средства может устанавливаться несколько типов генератора. Самый распространенный вариант имеет 5 контактов, из него уже выходят провода. Поэтому, если у вас родная проводка, подключить надо следующим образом:

Китайские скутеры

Обычно такие транспортные средства имеют стандартные коммутаторы, о которых было рассказано выше. Схема подключения зависит от того, AC или DC устройство стоит на вашем транспортном средстве. Стоит помнить о том, что разные типы коммутаторов не являются взаимозаменяемыми.

Скутеры Обслуживание и ремонт

Универсальный коммутатор для скутера — целесообразность использования

По своей структуре он довольно сложный, но в то же время крайне редко выходит из строя, так как за долгие годы производства скутеров его начинка доведена до максимальной грани надежности.

Типы коммутаторов, устанавливаемые на скутеры

Сегодня можно встретить несколько типов коммутаторов в зависимости от типа двигателя и собственных предпочтений производителей скутеров. Наиболее простая система у моделей, установленных на двухтактных скутерах Honda начала 90-х годов (подтип модели AF-18E). Она очень надежна и работает отдельно от бортовой сети скутера. Преимущество такой системы в том, что при значительной перегрузке общей бортовой системы, например, при установке дополнительных осветительных приборов, система зажигания будет работать в штатном режиме, и выход ее из строя из-за подобных переделок исключен.

Иная система используется в двухтактных скутерах Suzukiконца 80-х и начала 90-х годов. Коммутатор и катушка зажигания там собраны в одном блоке, который довольно часто выходит из строя и ремонту не подлежит.

Обе системы коммутаторов очень удачно скопированы производителями китайских скутеров и поголовно применяются в производстве даже новых моделей. Кроме того, некоторые производители пытаются внедрить свои технологии по удалению из системы ограничителей оборотов, часто меняют распиновку и т.д.

В связи с этим, очень часто на форуме мы встречаем скутеристов, которые не могут подобрать подходящий коммутатор для конкретной модели скутера, часто китайского производства. Родная деталь вышла из строя, а найти именно такую модель довольно проблематично.

Тем не менее, с поиском деталей для японских скутеров проблем практически нет. В этой нише есть желающие приобрести модель коммутатора без ограничителя оборотов. Они не задумываются о возможных последствиях, которые мы рассматривали в разделе «тюнинг скутера». Для японских скутеров выпускается огромное количество запчастей прекрасного качества, в частности, тайванских производителей. Эти коммутаторы представляют собой копии оригиналов с аналогичной начинкой, где ограничители оборотов все же присутствуют. Не следует для японской техники подбирать модели коммутаторов без электронной отсечки. Как показывает практика, ресурс двигателя после этого падает значительно, в отличие от китайских четырехтактных скутеров увеличенной кубатуры, где подобный «тюнинг» сказывается менее болезненно.

Универсальный коммутатор

Буквально недавно на прилавках магазинов появились универсальные коммутаторы. По заявлению производителя, они способны работать как на переменном, так и на постоянном токе, а также подойдут для подавляющего большинства китайских четырехтактных скутеров и некоторых моделей скутеров японского производства. Пример такого ноу-хау широко представлен тут: универсальный коммутатор.

Как видно из описания, тут нет ограничителя оборотов двигателя, есть возможность регулировки угла опережения зажигания и подключения в сеть постоянного тока вместо переменного. Одним словом, если ваш коммутатор сломался и вы не нашли ничего подобного в магазине, но дружите с электрикой, ваш скутер будет на ходу.

Нам еще не приходилось тестировать подобные экземпляры, но сама идея создания одного коммутатора, который можно установить практически на все модели китайских четырехтактных скутеров, решает множество проблем в дальнейшем при подборе запасных частей.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:

Источник

Сделай сам © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector