Меню

75 гдн акустика своими руками

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Динамики 75ГДН переделка на кевлар!

Динамики 75ГДН переделка на кевлар!

Привет всем любителям хорошего и качественного звука. Я часто занимаюсь апгрейдом различных динамиков и хотел бы поделиться с Вами информацией о том как можно кардинально изменить динамики 75ГДН, конечно же в лучшую сторону.

Динамики 75ГДН переделка на кевлар!

Статья на Конкурс №4 «Расскажи о Своём Звуке»

Как известно, штатные динамики 75ГДН-1, частично 75ГДН-3, а также 75ГДН-2 и 75ГДН-6 не смотря на свою большую популярность имеют недостатки в звуке, которые связаны с большим весом подвижной системы динамика и большим пылезащитным колпаком.

Эти недостатки заключаются в том, что выше перечисленные динамики не могут качественно воспроизводить живые барабаны, особенно если барабаны «быстрые». Часто можно встретить на форумах информацию о том, что если такие динамики пересадить на ППУ или тканевый подвес, то звук меняется в лучшую сторону, но я убежден, что ставить на тяжелую подвижную систему очень мягкий подвес нельзя.

Понятно, что более легкий подвес даст небольшое увеличение чувствительности, но вместе с тем, понизится резонанс подвижной системы, и таким образом головка с ППУ/тканевым подвесом и по прежнему тяжелой подвигой будет ещё более не способна отыгрывать атаку ударных. Даже если попробовать повысить резонанс головки, например с помощью установки двух центр шайб, безусловно импульсные характеристики головки улучшатся, упадет полная добротность, но вместе с тем, упадет и чувствительность, а как известно у штатных 75ГДН она не является высокой – 86 Дб/Вт*м.

Методом проб и ошибок я нашел способ как круто изменить звук головок 75ГДН, сделать бас более легким, воздушным, быстрым и при этом даже увеличить чувствительность и мало того – уменьшить уровень искажений. Этот способ состоит в замене штатной подвижной системы на новую с кевларовым дифузором. Известно, что кевлар обладает прекрасными свойствами, что позволяет использовать этот материал для изготовления высококачественных низкочастотных динамиков. Кевлар – высокопрочный, стойкий к деформациям, высоким температурам и влаге и при всем этом имеет очень красивый внешний вид.

И так, для апгрейда нам понадобится:

  • Кевларовый диффузор с подвесом (диаметр 25 см, отверстие под катушку — 47 мм, высота 46 мм.) производства Tonsil.
  • Оригинальная центр шайба для 75ГДН.
  • 50 см подводящего провода.
  • Пылезащитный колпак пластиковый (диаметр 105 мм)
  • Катушка 75ГДН 4 или 8 ом с удлиненным каркасом на 10 мм.
  • Контактная площадка для 75ГДН.
  • 2 шприца на 5 мл.
  • Клей 88, момент «Классик» или Butacol.
  • Малярный скотч.
  • Кусок плотного картона (например с колготок жены ).
  • Растворитель 646, 647 или 650.
  • Ну и сами динамики, подлежащие апгрейду.

Клон Naim NAP 200 черный

Важно! В керне динамиков должно быть отверстие для отвода подкупольного давления (оно есть в наличии у динамиков 75ГДН-3, и некоторых поздних 75ГДН-1, в том числе с индексом — Л), в случае если его нет, его необходимо засверлить сверлом диаметром от 15 до 18 мм. Лучше это делать на сверлильном станке. По этой же причине кобальтовые 30ГД-1 / 75ГДН-1 – не подходят, т.к. у них сам магнит является керном, а его сверлить нельзя.

Я живу в Украине, поэтому комплектующие для динамика я покупал. В конце статьи я приведу приблизительные цены на все запчасти. В России или в Беларуси такие комплектующие можно без особого труда найти на аукционах или сайтах с объявлениями.

Шаг 1 — Разборка динамика 75гдн.

В первую очередь необходимо разобрать старый динамик, а точнее – аккуратно отклеить подвижную систему, ведь ее мы не выбрасываем, а в последствии найдем ей применение. Разборку начинаем с отклеивания пылезащитного колпака. Процесс следующий: растворителем поливаем стык колпака и диффузора, попутно, аккуратно отделяем части канцелярским или обычным, но острым ножом. Данная операция требует терпения, т.к. процесс может затянуться до 30-40 минут.

После того, как колпак будет снят – аналогичным способом отделяем подвес и центршайбу от корзины. С центршайбой следует быть ещё более аккуратным, она более нежная чем колпак и при определенном усилии может рваться от, поддевающего её, лезвия. Подвес же обычно отделяется очень легко, он очень прочный, по этому можно отделить его без особого труда.

После вышеописанных манипуляций не забываем открутить контактную площадку от корзины:

После того как открутили контактную площадку, можно снять подвижную систему. Корзина динамика без подвижной системы выглядит следующим образом:

Шаг 2 – Подготовка кевларового дифузора.

Изначально, купленный мною кевларовый дифузор, впрочем как и все кевларовые дифузоры Tonsil не предназначен именно для 75ГДН. У него есть два существенных отличия от штатных дифузоров 75ГДН. Первое – отверстие под катушку необходимо увеличить, т.к. диаметр катушки у 75ГДН – 50 мм, а посадочное отверстие в дифузоре диаметром 47 мм. Второе отличие состоит в том, что высота кевларового дифузора на 9 мм меньше чем дифузор от 75ГДН, в связи с этим каркас катушки должен быть на 10 мм выше, иначе новый дифузор к штатной катушке просто не достанет.

Читайте также:  Как сделать папскую тиару своими руками

Итак, начинаем маленькими ножницами разрезать диффузор по окружности вертикально, деля его как бы на сегменты. Эти сегменты потом отгибаются, это позволяет при вклейке катушки увеличить площадь соприкосновения ее с дифузором.

После проделанной операции следует вставить катушку и убедиться что она сидит в меру плотно и не болтается:

Также следует подрезать подвес по окружности на 1 мм, уменьшив его диаметр, в противном случае, он не влезает в посадочное место корзины динамика.

Шаг 3 – Подготовка катушки 75 гдн

Теперь нам необходимо приклеить центр шайбу к катушке, но сделать просто так нельзя, это связано с тем, что катушка диаметром 50 мм, а отверстие в центршайбе — 51 мм, т.е. центршайба при надевании ее на катушку будет болтаться и заклеить хорошо не получится. Нужно утолстить катушку в месте склейки катушки и ЦШ. Для этого нужно ровно и аккуратно обмотать катушку несколькими слоями малярного скотча при этом интенсивно промазывая все места склейки клеем, также вместо нескольких слоев малярного скотча можно катушку 1 раз обернуть тонкой полоской картона, так что бы концы картонки не накладывались друг на друга, попутно промазывая все клеем (как я и сделал). Когда катушка немного подсохнет — надеваем центршайбу и убеждаемся, что центршайба сидит плотно. Промазываем клеем и склеиваем.

ВАЖНО. Расстояние от ЦШ до последнего витка (самого нижнего) катушки должно быть 34 мм. Клеить ЦШ нужно очень ровно (можно на самой катушке предварительно нанести метки) и смотреть что бы высота от крайнего витка до ЦШ по всей окружности была одинаковой.

После подсыхания наносим в стык ЦШ и катушки клеевой бортик и вставляем все это в корзину, дабы примерить:

Убеждаемся что все свободно заходит в зазор и катушка стоит вертикально. Если все хорошо — даем подсохнуть 1 час и продолжаем сборку динамика.

Шаг 4 – Сборка подвижной системы 75гдн.

Вот мы и подошли к самому ответственному моменту, от которого зависит в принципе качество центровки катушки. Намазываем катушку клеем, одеваем диффузор на катушку, положив ее вместе с центршайбой на корзину и подбираем высоту посадки диффузора на катушке так, чтобы центршайба была в состоянии покоя, т.е. полностью горизонтальной, подобрав высоту, быстро промазываем клеем центршайбу и подвес для клейки к корзине. Делать надо быстро, чтобы клей не сильно схватился.

Ставим всю конструкцию в корзину, попутно в зазор вставляем центрирующие полоски из пластика или фотопленки, можно картон однородной толщины:

И затем наносим клеевой бортик в стык диффузора и катушки. Оставляем сохнуть на сутки. На следующий день проверяем руками центровку, если ничего не шуршит и не цепляет, прокалываем в диффузоре дырки горячим шилом или сверлом под подводящие провода. заводим подводы, подпаиваем их к выводам катушки, прошиваем и заливаем клеем места входа подводящего провода в диффузор.

Должно получиться примерно так:

Шаг 5 – Завершающие штрихи 75гдн

Оставляем на 6 часов. Затем устанавливаем контактную площадку и паяем к ней подводящие. Следует отметить что длинна подводящих должна быть такой, что бы диффузор ходил свободно и при максимальном выдвижении диффузора вперед подводящие не были натянуты. Однако с длинной нельзя перебарщивать, иначе они будут стучать по диффузору в процессе эксплуатации динамика.

После пайки идем тестировать динамик:

Тестировать следует на разных частотах, следует особое внимание уделять очень низким частотам (10-20 Гц) где ход наиболее большой. Динамик можно считать хорошо отцентрованным, если его ход подвижной системы приблизительно больше 2,5 см, и при этом динамик не хрипит и не издает посторонних шумов. Если все отлично — клеим защитный колпак.

И оставляем сушиться на 3 часа. После этого динамик готов к работе:

Всего таких динамиков я сделал 6 штук. Два установлены в моих домашних сабвуферах, ещё два – установлены в 35АС-018 «Амфитон» в процессе апгрейда всей акустики, ещё два – были проданы.

Выводы

В результате вышеописанных операций получились просто заметчательные динамики, с зубодробительным, быстрым басом. Благодаря легким кевларовым дифузорам чувствительность этих динамиков стала на 2 дБ/Вт*м выше. Уровень искажений ниже на порядок в сравнении с обычными 75ГДН, что позволяет давать им больше мощности. Эти динамики я эксплуатирую уже на протяжении полугода, причем далеко не на маленькой мощности. Никаких искажений, хрипов или недостатков не замечено.

Читайте также:  Декор дверей своими руками просто

В целом рекомендую каждому попробовать такой апгрейд, уверен он Вам понравится и Вы просто не захотите потом возвращаться на штатные 75ГДН.

Как я обещал в начале статьи я привожу цены, по которым я закупил все детали (в рублях):

  • Кевларовый диффузор с наклеенным подвесом (с завода) производства Tonsil – 400 руб./ шт.
  • Оригинальная центр шайба для 75ГДН. – 50 руб./шт
  • 50 см подводящего провода. – 80 руб./0,5м
  • Пылезащитный колпак пластиковый (диаметр 105 мм) – 80 руб/шт.
  • Катушка 75ГДН 4 или 8 ом с удлиненным каркасом на 10 мм. 150 руб/шт.
  • Контактная площадка для 75ГДН. – 30 руб/шт
  • 2 шприца на 5 мл. – 4 руб / шт.
  • Клей 88, момент «Классик» или Butacol.

80 руб/тюбик

  • Малярный скотч. – 20 руб
  • Кусок плотного картона (например с колготок жены ). – бесплатно!
  • Растворитель 646, 647 или 650. – 60 руб / 0,5 л.
  • Итого апгрейд двух динамиков нам обойдется:

    ЦАП и усилитель для наушников недорого

    На этом все, не стесняйтесь обращаться ко мне в личку, если у Вас возникнут дополнительные вопросы по данному поводу.

    По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2

    По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/zvukomaniyak или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2

    Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK

    Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт

    Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

    На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

    Источник

    3-х полосная АС на 75 ГДН-1-4, 5 ГДШ-5-4 и 6 ГДВ-4-8

    С появлением высококачественных источников звуковых программ существенно возросли требования к параметрам всех звеньев звуковоспроизводящих устройств. И если параметры выпускаемых нашей промышленностью предварительных усилителей ЗЧ, эквалайзеров и усилителей мощности чаще всего удовлетворяют этим требованиям, то параметры акустических систем (АС) отстают от темпов их роста и все еще остаются наиболее слабым звеном звуковоспроизводящего тракта.

    Предлагаемая вниманию радиолюбителей АС не имеет многих недостатков, присущих промышленным образцам. Особое внимание уделено внешнему акустическому оформлению громкоговорителей АС, от которого, как известно, в немалой степени зависят такие важные параметры, как диаграмма направленности и неравномерность АЧХ.

    Основные технические характеристики:

    Номинальная мощность: 35 Вт

    Максимальная шумовая мощность: 100 Вт

    Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

    Номинальный диапазон воспроизводимых частот: 30 – 20000 Гц

    Неравномерность АЧХ в диапазоне 63 – 18000 Гц: ±4 дБ

    Характеристическая чувствительность: 86 дБ/Вт/м

    Суммарный коэффициент гармоник при мощности, соответствующей среднему звуковому давлению 90 дБ в диапазоне частот:

    600 – 1600 Гц: 1,05 %

    1600 – 10000 Гц: 0,7 %

    НЧ: 592х390х400 мм

    СЧ: 187х187х189 мм

    ВЧ: 148х148х52 мм

    Конструктивно АС (рис.1) выполнена в виде трех неразъемных, жестко скрепленных друг с другом боксов: низкочастотного (НЧ), среднечастотного (СЧ) и высокочастотного (ВЧ). В первом боксе установлена головка громкоговорителя 75ГДН-1-4, во втором — 5ГДШ-5-4 и в третьем — 6ГДВ-4-8. Расположение боксов относительно друг друга и их габариты выбраны с учетом требований, предъявляемых к диаграмме направленности и неравномерности частотной характеристики АС. Чертежи АС выполнены не в масштабе. Принципиальная схема включения динамических головок показана на рис.2. В низкочастотном звене установлен фильтр первого порядка с крутизной спада АЧХ 6, в среднечастотном — второго порядка с крутизной спада АЧХ 12, в высокочастотном — третьего порядка с крутизной спада АЧХ 18 дБ/октава.

    Частоты раздела фильтров 500 и 5000 Гц выбраны из условия обеспечения минимальной неравномерности АЧХ АС. Для лучшего согласования с НЧ и ВЧ головками СЧ головка включена с ними в противофазе. Такое построение разделительного фильтра в наилучшей степени отвечает характеристикам примененных в АС головок громкоговорителей и их акустического оформления. Корпус ВЧ блока (см.рис.1) собирают из заготовок (рис.3), выполненных из ДСП толщиной 16 мм (1,4,5) и фанеры (2) толщиной 10 мм.

    Сначала клеем ПВА склеивают друг с другом верхнюю 1, боковые 4 я нижнюю 5 панели корпуса. Затем со стороны установки ВЧ головки по всему периметру корпуса вклеивают деревянные бруски сечением 20х20 мм. После этого в образовавшейся деревянной рамке круглым и плоским напильниками делают отверстия под установку головки 6ГДВ-4-8. Далее всю переднюю панель обрабатывают по получении ровной плоскости и красят черной нитроэмалью. Саму головку крепят саморезами диаметром 3 и длиной 10 мм. ВЧ головка закрыта декоративной рамкой, на которую натянуто три слоя акустически прозрачной капроновой ткани. В рамке имеются три металлических штырька диаметром 3 мм, с помощью которых она прикрепляется к передней панели ВЧ блока. Для крепления задней панели по внутренним ребрам корпуса ВЧ бокса следует приклеить бруски 20х20 мм так, чтобы на их торцы заподлицо можно было вклеить заднюю панель. ВЧ бокс крепится к СЧ боксу (рис.1) винтами М10 длиной 50 мм.

    Корпус СЧ бокса собирают аналогично. Вначале из ДСП толщиной 16 мм изготавливают верхнюю б, заднюю 7, две боковые 10 и нижнюю 12 панели, а из фанеры толщиной 12 мм переднюю панель 8 (рис.4). Затем клеем ПВА склеивают корпус бокса без передней и задней панелей. Торцы панелей корпуса следует тщательно обработать напильником и наждачной бумагой, чтобы они были ровными, а сами панели должны располагаться друг относительно друга точно под углом 90°. Затем изнутри корпуса в местах стыка его стенок и по их краям со стороны установки задней и передней панелей вклеивают деревянные бруски15х20мм (они показаны на эскизах панелей). После этого вклеивают в корпус переднюю панель 8. После высыхания клея (не менее 12 ч) всю лицевую панель и торцы соприкасающихся с ней других панелей обрабатывают наждачной бумагой так, чтобы все они находились в одной плоскости. Затем всю лицевую панель красят черной краской. Заднюю панель крепят восьмью шурупами диаметром 4 и длиной 20 мм. Через тонкий поролон с внешней стороны к нижней панели 12 клеем ПВА приклеивают деревянные подставки 13 с двумя отверстиями диаметром 8 мм под шкапты. Шкапты вставляют в отверстия подставки и верхнюю панель НЧ бокса. Между подставками приклеена фанерная перегородка. Изнутри панели СЧ бокса выложены пластинами герлена общей толщиной 8 мм. Весь внутренний объем бокса заполнен ватой. На один бокс требуется приблизительно 120 г ваты. Декоративная рамка 11 изготовлена из брусков 15х20 мм, скрепленных в шип, и обтянута тонким капроном, окрашенным в черный цвет. Она устанавливается в отверстия передней панели с помощью шкаптов.

    СЧ головка доработана по методике В. Шорова. В результате такой доработки в полосе частот 300-6000 Гц в два-три раза снизился коэффициент гармоник и стала более плоской АЧХ без потери характеристической чувствительности. Сама головка закреплена на передней панели обычным способом.

    Эскизы панелей корпуса НЧ бокса показаны на рис.5. Все они изготовлены из ДСП толщиной 16 мм. Сборку корпуса начинают со склеивания боковых 18, верхней 14 и нижней 20 панелей. Предварительно на боковые, заднюю и нижнюю панели необходимо установить ребра жесткости, выполненные из деревянных брусков 30х30 мм. Ребра приклеивают клеем ПВА, а затем усиливают шурупами через каждые 10 см, ввернутыми снаружи панели вовнутрь. Свободные от ребер жесткости места панелей покрыты вибропоглотителем. Он представляет собой 12 листов линолеума без основы, склеенных друг с другом клеем 88. Суммарная толщина слоя вибропоглотителя 20 мм. Между боковыми панелями вклеены клеем ПВА и укреплены шурупами две деревянные распорки 22 (см.рис.1) сечением 30х30 мм. Вся внутренняя поверхность корпуса НЧ бокса, включая бруски ребер жесткости и распорок, оклеены одним слоем синтетического войлока толщиной 8 мм.

    Низкочастотная головка «акустически подвешена», т.е. установлена на передней панели через кольцо из микропористой резины толщиной 5 мм. Головка крепится винтами М6. Сама передняя панель прикреплена к деревянным брускам, установленным на боковых и нижней панелях винтами М6. Места стыковки панелей изнутри тщательно промазаны герметиком. Труба фазоинвертора дюралюминиевая с толщиной стенки 1 мм. Она вклеена в переднюю панель клеем ПВА. Снаружи на трубу надето декоративное кольцо, выточенное из фанеры. Задняя панель НЧ бокса закреплена через поролон толщиной 2,5 мм 24 шурупами диаметром 4 и длиной 45 мм.

    Элементы разделительного фильтра размещены на плате из стеклотекстолита, которая установлена на нижней панели через резиновые прокладки. В фильтре применены резисторы ПЭВ-2 и конденсаторы МБГО на напряжение 160 В. Катушка L1 содержит 172 витка провода ПЭВ-1 1.8, L2 — 90 и L4 – 78 витков провода ПЭВ-1 1,2 и L3—186 витков провода ПЭВ-1 1,62. Диаметр намотки катушек L1—L4— соответственно 56,28,52 и 25 мм, высота намотки — 28 , 14, 26 и 12,5 мм. На внутренних поверхностях боковых, задней и верхней панелей закреплены ватные маты размерами 70х400х250 мм. На боковых панелях — по два мата, а на верхней и задней — по одному. К нижней панели снаружи крепятся на ПВА и шурупах две боковые рейки размерами 20х20х300 мм, они выполняют функции подставок АС. Боковые поверхности всех трех боксов и передняя панель НЧ бокса оклеены черным кожзаменителем.

    Источник

    Adblock
    detector