Меню

6п36с усилитель однотактный своими руками

Однотактный усилитель на 6П36С

Создавая этот усилитель прежде всего я преследовал цель максимально раскрыть всю музыкальность лампы 6П36С.

Сама по себе эта лампочка наделена хорошим потенциалом по мощности, весьма добротная в звуке, и что самое главное 6П36С податлива в настройках линейности режима, в т.ч. имеет большие возможности отстройки анодно-сеточных характеристик.

Но есть и капризы, которые выражаются в очень высокой требовательности к лампе предварительного каскада.

Историческая справка о лампе 6П36С: В сентябре 1961 года компанией Telefunken начато производство новой лампы EL500, предназначенной для работы в выходных каскадах строчной развертки с горизонтальным отклонением луча. EL500 устанавливается на 9-и штырьковую панельку «Magnoval», анод лампы имеет верхнее расположение. Лампа обладает следующими некоторыми характеристиками:
— напряжение подогревателя 6,3 В;
— ток подогревателя 1,38 А;
— напряжение анода 75 В;
— напряжение сетки 200 В;
— напряжение сетки №1 -10 В;
— ток анода 440 мА;
— ток сетки №2 30 мА.
Одной из первых моделей телевизоров, в которых начинает применяться радиолампа EL500 является «Hansamatic Gold», выпускаемая в Австрии с 1961 года. Уже к 1965 году EL500 получила широкое распространение в странах Европы, а Франция и Финляндия выпускала модели телевизоров с применением этой лампы уже с 1963 года.
Некоторые производители наладили производство специализированного оборудования с применением EL500. Так, например в 1965 году в Бельгии компанией M.B.L.E. (Manufacture Belge de Lampes et de Matériel Electronique) начат выпуск специализированного лабораторного блока питания «Power supply BED-002».
Интересным является тот факт, что радиолампа EL500 находит применение и в выходных каскадах усилителей мощности низкой частоты. Причем впервые такая реализация была осуществлена еще в самом начале ее выпуска, в 1961 году в усилителе «Echolette B25», выпускавшимся в Германии компанией «Echolette Marke». Выходная мощность усилителя составляла 25 Вт. В последующее время усилитель «Echolette 25» претерпевал некоторые совершенствования, при этом сохранялась его основная концепция, неизменной оставалась и выходная лампа. Выпуск последней модификации «Echolette B35» был начат в 1965 году.
С 1963 по 1966 год компания Klein & Hummel; Stuttgart-Kemnat (Marke: K+H, Telewatt, Schwabenradio) в Германии выпускает усилитель «Telewatt VM40 [EL500]» с выходной мощностью 40 Ватт на канал при весе в 15 кг. Усилитель обладал полосой пропускания частот: 20 Гц — 20кГц, мог использоваться с нагрузками в 4, 8, 16 и 250 Ом.
С 1964 по 1966 годы компанией Perpetuum-Ebner (PE); St.Georgen выпускался усилитель HSV60 — Perpetuum-Ebner PE; St.Georgen. Максимальная мощность усилителя составляет 100 Вт, что достигалась благодаря использованию четырех ламп EL 500. Усилитель мог работать с нагрузкой в 4 и 16 Ом. Вес усилителя составлял 17 кг. В это же время в Германии компанией «Sennheiser Electronic Labor W» начато производство Hi-Fi стереоусилителя «Stereo-Verstärker VKS-604» с выходной мощностью 30 Вт на канал при сравнительно небольшом весе в 15 кг.
С 1965 по 1967 годы компанией Telefunken Deutschland (TFK), (Gesellschaft für drahtlose Telegraphie «Telefunken mbH» выпускался стереоусилитель «V820 HiFi — Telefunken Deutschland TFK» мощностью 30 Вт на каждый канал. Весил усилитель сравнительно не много — всего 15 кг. В этом же году компания Klein & Hummel; Stuttgart-Kemnat (Marke: K+H, Telewatt, Schwabenradio) запускает производство 30 ваттного моноблока «Endverstärker V-30». Тогда же компания «Sennheiser Electronic Labor W» представила модель усилителя «VKS304», в которой для выпрямления напряжения были использованы три селеновых выпрямителя: B60C50; B250C800; B80C400.
Стоит отметить, что столь удачная модель радиолампы не могла остаться без внимания и у производителей электронных вакуумных приборов других стран. Так, например в США выпускалась лампа 6GB5, которая является полным аналогом EL500. Интересным является тот факт, что лампа 6GB5, а вернее сказать пара этих ламп, использовалась в выходном каскаде любительского RTX приемно-передающего устройства «SB-34», выпускающегося компанией Sideband Engineers Inc.; Rancho Santa Fe (CA). SB-34 выпускался с 1966 года, и обладал выходной мощностью передатчика в метровом диапазоне 50 – 60 Вт.
В СССР аналог лампы EL500 впервые был представлен в 1964 году. Наименование лампы было дано в соответствии с принятым цифробуквенным шифром — 6П36С, а ее фактическая презентация состоялась в 9 номере журнала «Радио» за 1964г. Применялась лампа в выходном каскаде строчной развертки телевизоров и в первую очередь заменяла лампы 6П13С и 6П31С, которые по ряду конструктивных причин не выдерживали тяжелых температурных режимов работы. Лампа 6П36С была лишена недостатков устаревшего октального цоколя, как и EL500, устанавливалась на керамическую 9-и штырьковую панель «Magnoval». Кроме того, инженеры конструкторского бюро приняв во внимание в первую очередь температурные условия эксплуатации лампы, увеличили диаметр ее колбы до 40 мм, что позволило облегчить температурный режим работы лампы. Температура сеток лампы снижена за счет применения штампованных рамок, благодаря чему так же улучшено и токораспределение. Внесенные конструктивные изменения способствовали уменьшению разброса параметров ламп, позволили увеличить их реальную долговечность, что создало определенный запас прочности для работы лампы в различных условиях эксплуатации.

Читайте также:  Как сделать навеску для минитрактора своими руками

В попытках подобраться к истинному звучанию и максимально раскрыть возможности было опробовано много ламп, при этом для каждой лампы собирались несколько вариантов схемных решений, пробовались разные режимы.

Вопрос казалось был закрыт с применением тетрода 6э6п,а конкретнее 6э6п-дру. Тетрод великолепно раскачивал 36-ую лампочку, по частотам нет проблем ни сверху ни снизу, но вот процент гармонических искажений на уровне 60% и выше от максимальной громкости явно великоват. Это был вполне ожидаемый мною результат, все это объясняется слишком большой выходной мощностью лампы 6э6п-дру, другими словами этого драйвера слишком много для 36-ой даже в триодном включении.

Через некоторое время драйверная лампочка была окончательно найдена — малошумящий пентод EF-184. В концепции моего схемотехнического решения, EF-184 действительно можно считать идеальным драйвером для 36-ой лампы в триодном включении. Композиции звучат естественно, звучание совершенно не утомлят на портяжении долгих часов прослушивания. С применением EF-184 удалось достичь минимальных искажений, хорошей мощности и что самое главное, как мне кажется — максимально честного звучания в двухкаскадной концепции лампового тракта.

Основные характеристики усилителя

Максимальная мощность, Вт: 2 х 6,5;
Номинальная мощность, Вт: 2 х 4,5;
Частотный диапазон (на уровне -3 дБ): 10 Гц — 40 кГц;
Частотный диапазон (на уровне -1 дБ): 15 Гц — 25 кГц;
Уровень THD при 4,5 Вт мощности, %: не более 0,25;
Уровень THD при 2 Вт мощности, %: не более 0,05;
Динамический диапазон (при 6,5 Вт), дБА: 90;
Чувствительность, В: 0,7;

Источник

Ламповый усилитель PP на 6П36С и 6Н23П

Но время идет, все меняются, в том числе и я. Женился, остепенился, ребенок появился и исчезло свободное время и деньги на радиохобби. А желание что-то собрать только усилилось. Решил я что этот усилитель отжил уже свое и надо сделать что-то приличное, чтоб можно было поставить на полку, подключить к нему виниловую вертушку с пластинкой старого джаза и приятно посидеть с коньячком и хорошей книгой. Но времени и средств на хорошие и красивые детали не было, поэтому собирал из того, что было.

За основу взял схему PP усилителя на лампах 6П36С с драйвером 6Н23П, т.к. 6П36С стоят у нас на рынке по 10 рублей. Схема вроде простая и понятная, поэтому навесным монтажем собрал я ее за несколько дней. Блок питания собрал на ТС-180, дроссели взял из компьютерного БП с работы, выходники взял ТАН-104. Конденсаторы фильтра выковырял из компьютерных БП, благо на работе сгоревших хватало.

Читайте также:  Закрытые кошачьи туалеты своими руками

Сразу хочу предупредить, что собирал медленно, были две основные причины: свободное время было только поздно вечером (если оставались силы), часик перед сном, и отсутствие деталей под рукой. После переезда в новую квартиру все мои запасы остались на старом месте жительства, у родителей в частном доме.

После сбора усилителя и проверки его работы основной проблемой встал корпус. Долго думал, что же придумать под корпус , пока на глаза не попался ящик один. Вспомнил, что в этом ящике привозили фурнитуру сборщики кухни, соответственно ящик был собран кое-как, но, что самое главное, размеры стенок (длина и высота) были одинаковыми. Расколотил ящик, собрал по-хорошему его и получился нормальный корпус, в который лёжа влезали оба выходника и стоя транс питания. Верхнюю крышку вырезал из стенки старого системного блока (на работе кое-как нашел старый системник, с толстым железом). Транс питания с дросселями решил накрыть корпусом компьютерного БП, предварительно вырезав в нем дыру. Все дырки в железе вырезал сам, с помощью ножниц по металлу. Под лампы высверлил дырки криво, но под лампами эту кривоту не видно, а на звук это не влияет :).

Захотелось добавить разных цветов в свое детище, взял припасенную с давних времен светодиодную RGB-ленту, выковырял из нее светодиоды (в одном корпусе три цвета) и посадил на клей в дырки в панельки ламп. Чтоб можно было менять цвета в зависимости от настроения, сзади вывел три тумблера, на каждый цвет.

Корпус зачистил и покрасил автомобильной краской. Но надо было сразу и лаком покрыть, а то сейчас появились сколы и надо перекрашивать.

Собрал корпус, собрал усилитель, настроил анодный ток и удивился! Удивился чистоте звука, наличием басов (это на ТАНах-то) отсутствия фона. Скажу честно, не ожидал, ведь собран был считай на коленке.

Больше всего меня радует сумма, которую я вложил в него:

— Лампы: 80 рублей (2х6Н23П по 10 рублей + 8х6П36С – купил 8 штук за 60 рублей, выбрал лучшие);
— Панельки под лампы: 100 рублей за все;
— Панельки вход-выход аудио: 30 рублей:
— Тумблеры для светодиодов: 30 рублей;
— Ручка громкости: 30 рублей;
— Детали (несколько резисторов + межкаскадные конденсаторы): 100 рублей.

Итого всего на 370 рублей. Остальное мое собственное, включая краску (не помню для чего покупал ее). Сейчас усилитель стоит и радует меня своими вечерами своим звуком и видом (особенно в темноте). А к нему потихоньку готовится виниловая вертушка.

fizfucker — 15.01.2014 — Прочитали: 43995

ИМПУЛЬСНЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ И ТОКА

Самодельный регулируемый источник напряжения 1,4 — 30 В и тока до 3 А на основе м/с LM2596.

Регулируемый источник питания 1,2 — 33 В на 4 A тока, с Lm350 + Tip147 транзистор.

Самодельный активный предварительный усилитель с НЧ-ВЧ регулировками на ОУ TL072, для УМЗЧ.

Источник

Двухтактный ламповый усилитель с фиксированным смещением на 6Н1П + 6П36С

Содержание / Contents

Начал думать, какую же схему взять, на каких лампах? Решил выбрать из имеющихся у меня ламп что-нибудь. На лампах 6П15П и 6П43П почему-то не хотелось. Рассматривал вариант 6П13С, но почитал негативный отзыв. В итоге остановился на 6П36С. Она мне и внешним видом понравилась: большая такая, внушительная. Да и отзывы о ней положительные.

↑ Схема лампового усилителя С. Сергеева

Вооружился списком деталей и пошёл на рынок. К сожалению, это единственное место, где у меня в городе можно купить радиодетали.

↑ Трансформатор питания ТСА-270

ТСА-270 я подключал так:

Выводы 11-(21-12)-22 на накал 6П36С одного канала. Выводы 20-(10-10’)-20’ на накал 6Н1П обоих каналов.
Приведённые мной обмотки как раз обеспечивают нужное напряжение и ток.

↑ Выходной трансформатор ТС-180

↑ Плата для навесного монтажа

↑ Первый запуск

Корпус от «Минора» подошёл отлично, в него влезли два выходных трансформатора ТС180 (лёжа) и 2 платы самого УНЧ, а трансформатор питания ТСА-270 не поместился. Поэтому для БП был сделан отдельный корпус из ДСП и фанеры. Сверху корпус обклеен самоклейкой.

Были высверлены отверстия под панельки. Все установлено, и вот долгожданный запуск в корпусе. Включаю и… чуть не оглох от свиста по мере прогрева ламп! Ругаясь, выключаю питание, и иду на рынок за экранированным проводом, покупаю с запасом.

↑ Борьба с возбуждением — экранирование

Для устранения самовозбуждения, проявляющегося свистом, пришлось экранировать цепи сеток триода 6Н1П, провода в цепи сеток двух 6П36С. Аноды 6П36С не экранировал. Свист прекратился.

Снова запускаю и слышу: один канал работает прекрасно, а в другом щелчки вместо басов, плюс вялая и хриплая средина. Тут я конечно расстроился. И чего я только не пробовал, а причина оказалась в неправильной экранировке сеток. Экраны были заземлены неправильно.

Переделал, заземлил концы экранов звездой — это когда все провода в одну точку и на корпус. Наводки и возбуждение исчезли, прекратились щелчки в басах, басы стали чёткими, упругими, оба канала стали петь одинаково красиво.

↑ Детали

В усилителе я применил резисторы МЛТ и ОМЛТ мощностью 1-2 Ватта. Купил все резисторы мощностью 1-2 Ватта. Конденсаторы С3 и С4 типа К73-17, а С2 поставил БМТ-2. В драйвере у меня стоит лампочка 6Н1П, которую можно заменить на 6Н23П без каких либо переделок в схеме. Но мне по звуку больше нравится 6Н1П.
Выходные лампы 6П36С, для увеличения мощности усилителя, можно заменить на 6П42С, выставив больший ток покоя, где то 106 мА (падение на катодных резисторах 1,06 В)

↑ Настройка и особенность фиксированного смещения

После покупки мулитьметра настройка стала лёгкой, прибор исправен и под рукой: резистором R9 выставил на катодах ламп одинаковое напряжение, и резистором смещения выставил напряжение по 0,55 Вольт.

Правда, есть одна неприятная особенность у фиксированного смещения. При изменении напряжения в сети происходит изменение режима лампы. Один раз напряжение в сети поднялось до 250 В и одна 6П36С вышла из режима, анод накалился, ток покоя возрос до 80 мА (при положенных 55 мА)! Благо, я это сразу заметил и выключил УНЧ.
Пришлось поставить стабилизатор напряжения «Украина-3», мой выдаёт 215 В. Из-за недостаточного напряжения на первичке (а соответственно и на вторичке) напряжения и на анодах упали с положенных 330 В до 313 В. Я поднял ток покоя до 64 мА (падение на резисторах R12, R13 = 0,64 В).

↑ Итого

После настройки была произведена покраска усилителя в чёрный матовый цвет с целью подновить потертый экстерьер.

Звучанием этого усилителя я был приятно удивлён. Слушаю я только рок, поэтому и при сравнении включал только его. Источником сигнала является компьютер со звуковой картой «Sound Blaster Audigy», а на выходе стоит 3-полосная акустика AIWA SXNH3.
Усилитель звучит очень красиво: звонкие чёткие СЧ; не цыкающие, отчётливые ВЧ; офигенные мягкие упругие басы. Сравнивал его с SE на 6Ф5П и SE на 6П14П. Мой двухтакт на 6П36С мне нравится, бесспорно, больше.

↑ Фото УНЧ

↑ Видео

↑ Использованные источники:

↑ Дополнительные материалы

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Сделай сам © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector