Меню

10гдш акустика своими руками

10гдш акустика своими руками

9zip.ru Инструкции Самодельная акустическая система

Уже не помню точно, что послужило первопричиной для создания напольных АС, поэтому начну с того, что собрал я как-то модель корабля и было желание куда-то его поставить, чтобы было красиво… Появилось мысль поставить его на какую-нибудь декоративную стойку, но подобные штуки дорого стоили, а для повторения достаточно трудны… Тогда, видимо, и родилась идея о напольных АС, в смысле, совместить приятное с полезным. Немного поискав в литературе достойные для повторения варианты, я остановился на «Органной трубе», предложенной каким-то американосом, обещающим всяческие прелести… Ну, что, повторил я конструкцию — конечно, с никакими компьютерными полочниками не сравнить, но… бубнили эти штуки страшно. При просмотре кинофильмов, тогда еще только на VideoCD, это дело было не очень заметно, но при прослушивании музыки подобное самовольство колонок портило впечатление. Зато, именно тогда звучание напольников произвело на меня неизгладимое впечатление своим объемом и мощью.

Решив со временем родить что-нибудь более качественное, я начал штудировать все доступные информационные средства в поисках акустических рецептов создания АС. Перелопатил достаточно. Для того, чтобы окончательно запутаться. Когда, наконец, понял, что при всей моей одержимости создать нечто близкое к фирменным напольным АС не удастся — не та научная и производственная база, пришлось искать компромиссы.
Выявив основные параметры, которые хотелось бы учесть при создании своей новой АС, я приступил к подведению итогов.
Напрашивался вывод — однополосные системы наиболее близкие к идеалу. Но, с сегодняшними технологиями создать по настоящему идеальную широкополосную головку не удалось еще никому. Хотя существуют некоторые варианты, близкие к тому. К тому же, не хотелось особо раскошеливаться на дороущие импортные головки ибо в конечном итоге, всё свелось бы к фразе «проще было купить готовые АС», ну или «за что боролись»… Еще одна причина, почему я решил отказаться от многополосной системы — можно убить много времени и сил подбирая правильные фильтры между динамическими головками, в конечном счете, так и найдя радующей слух переходной характеристики — всё таки опыта в звукотехнике у меня не так много, да и производственная база, повторюсь, не сильно бюджетная.

Итак, при всём богатстве выбора, в поле зрения попала лишь одна отечественная головка, достойная моего внимания — 10ГДШ-1-4.
Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Диффузородержатель изготовлен штамповкой из стали. Диффузор с гофрированным резиновым подвесом и высокочастотный конус изготовлены из бумажной массы. Низкочастотный диффузор армирован с тыльной стороны тканью. Центрирующая шайба — из ткани с пропиткой.

Эффективный рабочий диапазон частот 63…20000 Гц
Уровень характеристической чувствительности — 90 дБ/Вт*м
Неравномерность АЧХ — 14дБ
Номинальное среднее звуковое давление — 0,8 Па
Полный коэффициент гармонических искажений 3-6%
Номинал.Электрическое сопротивление — 4Ом
Предельная шумовая мощность — 10Вт DIN
Предельная долговременная мощность — 15Вт
Предельная кратковременная мощность — 20Вт
Частота основного резонанса — 40 Гц
Эквивалентный объем — 45литров
Полная добротность 0,8+-0,2
Габариты — d200х87 мм
Масса — 1200 гр

Итак, взяв за основу такие параметры, как:
— я хочу напольную АС
— закрытую АС, во избежание гемора с расчетом и подбором фазоинвертора
— однополосную, во избежание гемора с фильтрами, усложнения конструкции и ухода от принципа «идеального источника звука»
— необходимо учесть эквивалентный объем для головки
— ограничиться высотой 900мм (из эстетических побуждений гармоничного вписывания в местный рельеф комнаты и ширины германской самоклеящейся пленки 90см:)
— передняя стенка, исходя из диаметра головки — больше 20 см
— материал — ДСП 16мм
— борьба возможными методами с паразитными явлениями.
…ну, может быть, что-то упустил. В общем, получается так, что я не стал мудрить лукаво, а собрал правильный корпус для хорошей головки.

Итак, сначала, рассчитал эквивалентный объем на 45 литров внутри… Получилось 900х220х230мм. Затем, Подобрал местоположение головки — 2/3 высоты корпуса — усредненная высота для НЧ и ВЧ головки. На задней стороне внизу отвел место под клеммную круглую вставку. Затем в мастерской у знакомого выпилил из ДСП всё это дело аккуратно на станочках. Купил саморезы для ДСП, простеганную вату, утеплитель URSA, деревянную замазку (мастику), и приступил к сборке.

Читайте также:  Как запрессовать ступичный подшипник своими руками

Сначала всё просверлил и наживил, подровнял торцы, затем вновь разобрал и проклеил каждую сторону корпуса простеганной ватой, с небольшим напуском по краям. В лицевые панели вставил динамики с передней стороны, предварительно стамеской чуть углубив место посадки. Такое расположение головки устраняет краевые эффекты, все щели промазал мастикой. Затем собрал все панели в герметичный корпус, предварительно промазав места их контакта мастикой, а те самые напуски демпфирующей ткани загнул внутрь получив, таким образом, закгруленные углы (самые паразитные места). В общем, внутри получилось так комфортно и мягко — ЛЮКС-конура:) Внутри, как видите на рисунке посередине корпуса обязательно установите поперечную площадку с вырезанной серединой — и она должна быть тщательно прикреплена к корпусу — это защита от паразитных колебаний корпуса.

Затем пробросил внутри акустический кабель — из бескислородистой меди 0,75мм, и пропаял это дело от головки до пружинных клемм внизу на задней панели. После этого приступил, наконец, к торцевым панелям.

Эти самые панели я также проклеил ватой, а затем установил на них акустические рассекатели из подставки под яйца (забыл как это правильно называется — картонные такие в магазинах) во избежание образования стоячих волн в таком длинном корпусе. И наконец, заполнил корпус утеплителем, не чтобы тепло было, а в качестве звукопоглотителя.

Снаружи срезал у корпуса углы рубанком аккуратно, отшлифовав потом напильником — это опять же источники паразитных призвуков, собственно, самого корпуса. Затем промазал весь корпус деревянной замазкой, в основном, конечно, чтобы щели между панелями замазать. После высыхания отшлифовал еще раз. и наконец, обклеил это дело самоклеющейся пленкой под дерево, одним рулоном, так чтобы склейка была на одном из углов взади.

Вес получился очень солидный, хотя точно сказать не могу, но мне тяжело таскать их, хоть я, конечно не очень-то и здоровый сам:) Ну, и понятно дело, колонки — на шипы!

Вот, собственно, и всё.

P.S. Несколько замечаний для повторения этой конструкции, родившихся гораздо позже.

1. Хорошо бы переднюю панель сделать из ДСП не 16мм, а например, 22 мм толщиной.

2. Необходимо усилить корпус (он все-таки большой) дополнительно поперечными площадками — пусть их будет хотя бы две, а лучше три.

3. Клеммы конечно надо винтовые, а не пружинные — дешевая экономия.

4. Провод внутри — лучше литцендрат, если найдете, или раскошелиться на качественный брэндовый акустический кабель лишенный собственных призвуков и тембровых окрасов.

5. В идеале — выровнять бы АЧХ головки фильтрами — корректирующими цепочками, но перед этим.

6. Необходимо синтепоном в 2 или 3 слоя проклеить окна корзины (диффузородержателя) головки — это снизит добротность головки, приспособив ее для нормальной работы в ЗЯ, а также.

7. Промазать диффузор головки касторовым маслом — это снизит искажения переходного характера, которые присутствуют у 10ГДШ-1-4 на частоте 400-500Гц.

8. Для желающих можно внизу корпуса изготовить изолированный отсек для засыпки песка, хотя колонки и без того достаточно увесистые.

Прослушивание выявило некоторые особенности получившейся акустики. ОЧЕНЬ и очень солидный бас — низкие частоты, прямо таки, обволакивают. Нельзя сказать, что они преобладают, но необходимого драйва могут добавить на вечеринке! В кино на откровенно низкочастотных пассажах захлебываются — это видимо из-за высокой добротности головки и необходимости одновременной работы в НЧ и СЧ диапазонах.. А так, колонки получились заточенные под музыку. Верхи на удивление тоже есть, и хоть их АЧХ немного изрезана особо это не бросается «в глаза». Что еще порадовало — очень четкая локализация стереоситемы при грамотном расположении АС. Всё таки, сказывается неразделение звука на составляющие, как в многополосных системах.

Читайте также:  Вьетнамские ловушки своими руками

Есть минус, у этой АС, и связан он именно с широкополосностью. Т.к. все частоты проходят через одну головку, т.е. одну электромагнитную систему, то широкополосность отыгрывается только за счет удачно созданного диффузора: соосных низко- и высокочастотников. Такая работа напрягает головку на большой мощности при воспроизведении сложного по частотной составляющей материала, т.к. системе приходится совершать колебания и низко и высокочастотные — «фигаро тут, фигаро там».

В общем, итог, напольную акустику за 1000 руб/пара (где-то в эту стоимость они обошлись мне в 2000 году) вы не купите нигде. Великолепные низы, на хорошем кинотеатральном материале — просто сумасшедшие. Если бы реактивность им, то Саб не нужен вообще. Почти вся частотка, в том числе неплохие высокие. Легкость в повторении. Что еще для счастья надо.

Понравилась статья?
Космический пират говорит:
поделись с друзьями!

Хочешь почитать ещё про инструкции? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Требования, предъявляемые к контактам. Замкнутое состояние, размыкание контактов.
Как пользоваться эмулятором ZX-Spectrum
Советы по доработкам усилителя Амфитон

Serafim402 21 мар 2021 19:37

Дальше в разделе инструкции: Домашний кинотеатр на персональном компьютере, концепция постройки домашнего кинотеатра на основе компьютера, размышления о комплектующих, программах и прочем.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты

Девять кучек хлама:

Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета — в одном месте!


Новые видео:

Источник

Широкополосная АС на 10 ГДШ-1

Головка громкоговорителя 10 ГДШ-1 (10 ГД-36К) разработана более 20 лет назад во ВНИИРПА им. А.С. Попова и многие годы выпускается заводом “Акустика” в г. Знаменке (Украина). Она предназначена для применения в однополосных АС, которые дешевле и проще двух- и трехполосных и имеют меньшие фазовые искажения из-за отсутствия разделительных фильтров. Головка 10 ГДШ-1 одна способна воспроизвести практически весь звуковой диапазон частот. Эффективная работа в области НЧ обеспечивается применением специального гибкого подвеса из пенополиуретана и жесткого диффузора с криволинейной образующей, а в области ВЧ – вторым диффузором.

Применение этих головок в малогабаритных АС типа 15 АС-223 и им подобным с внутренним объемом около 14 л не позволяет в полной мере реализовать возможности 10 ГДШ-1 в области самых низких частот. На рис.1 (кривая 1) изображена типовая АЧХ 15 АС-223 в области частот до 250 Гц.

На частотах выше 80 Гц АЧХ практически линейна (“поршневой” диапазон данного типа головок простирается до 400-500 Гц и выше), ниже частоты 75 Гц (-3 дБ) – крутой спад, достигающий -12 дБ на частоте 50 Гц.

В таблице приведены параметры нескольких головок 10 ГДШ-1 (колонки “V=∞”), а также головок в корпусе объемом 60 л, вычисленном из условия получения полной добротности системы меньше единицы (колонки “V=60 л”). Разброс параметров оказался не большим, значения Qп (“V=∞”) в среднем находятся в пределах 0,7-0,8, т.е. вычисленный объем АС в 3-4 раза больше Vэ.

В качестве корпусов были использованы ящики от АС “Симфония” с подходящим объемом (V=60 л), внутренними размерами 710х325х260 мм и удаленной перегородкой с отверстиями резонаторов. Количество использованного звукопоглощающего материала 0,6-1 кг на весь объем. Размещение головки на передней панели показано на рис.2.

На рис.1 (кривые 2) приведено семейство АЧХ нескольких АС. Разброс в области частот выше 30 Гц менее 2 дБ, выигрыш по звуковому давлению в области самых низких частот более 12 дБ, а расширение рабочего диапазона по уровню – 8…-10 дБ почти на октаву (в два раза) вниз.

Параметры АС с использованием 10 ГДШ-1-4:

Рабочий диапазон частот: 31,5 – 20000 Гц

Уровень характеристической чувствительности: 90 дБ√Вт

Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 1 м: 100 дБ

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность: 10 Вт

Головки 10 ГДШ-1 имеют хороший запас по линейному перемещению подвижной системы. Радиолюбителям, имеющим опыт ремонта головок громкоговорителей, можно рекомендовать перемотку звуковых катушек термостойким проводом ПЭТ-155 на каркасах из тонкого (расслоенного) стеклотекстолита, а также замену полиуретанового подвеса диффузора резиновым, что позволит увеличить пиковую мощность до 30 Вт, предельную шумовую до 20 Вт, а максимальный уровень звукового давления до 103 дБ. Для уменьшения объема АС можно рассчитать акустическое оформление в виде ФИ для Qп = 0,707. Ориентировочные результаты: Vф = 40 – 45 л; диаметр туннеля – не менее 60 мм, длина его определяется частотой настройки ФИ f = 25 – 30 Гц.

Разработанные конструкции подтверждают возможность более эффективного использования головок громкоговорителей в области самых низких частот (ниже резонансной частоты АС) даже в простом акустическом оформлении – закрытой АС.

Автор работы: Борщ П.А., г. Киев, (журнал «РАДИОАМАТОР» № 9, 2001)

51 комментарий: Широкополосная АС на 10 ГДШ-1

Приведенные ачх динамика 10 ГДШ в объёме 14л вызывают недоумение. Кроме спада отдачи ниже 80-100гц на ачх обязан быть огромный выброс из-за высокого Qtc . Но мы видим ровнейшую полочку. Видимо, для упрощения понимания убраны лишние подробности. Понимаю.
Этим динамикам и 30 литров очень мало. В 60 литрах с заполнением – согласен полностью, результат будет достойный.

Также приведенная на рисунке АЧХ (кривая 1) не соответствует АЧХ приведенной на шильдике самой АС 15АС233, на которой она ещё скромнее, спад начинается уже с частоты 200Гц, и на ней небольшой выброс имеется. К стати эти АС выпускались в трёх известных мне вариациях, первая с фазоинвертором закрученным в виде улитки, установленным в верхней части корпуса АС, второй с отверстием на передней панели ас, на против имеющегося отверстия на фальшпанели, которое прикрыто было прямоугольным куском синтепона и третий вариант это полностью глухая передняя панель без отверстия, соответственно, возможно они имели отдельную маркировку я это не прослеживал, но внешне имели полностью идентичный вид и АЧХ разные по сути должны быть в области низких частот.

Считаю данный вариант ШП колонки(60 литров плос заполнитель) самым удачным и несложным среди множества других. К тому же есть чертежи корпуса и результаты замеров. Респект .

Здравствуйте!Подскажите какой лучше заполнитель в колонку вставить под эти динамики?какой пробывали материал и есть ли разница в звуке?

Как я понял, при условии, что 10 ГДШ будет использоваться как СЧ звено АС, можно использовать и заводские корпуса малого объёма в которых они и устанавливались заводами изготовителями. Что ж, тем лучше для меня. 🙂

Конечно можно. Я даже когда то так и делал на 25 АС-027, экспериментировал. Не плохо получилось, но нужно все оформлять в один стиль, размер и т.д. Иначе смотрится странно. Ну и резать придется сильнее, так как это ШП.

Для уменьшения объёма до 45 литров предлагается ФИ. Это логично разве? Я думал что с фазиком объём будет только больше.

Название статьи скорректируйте Дмитрий! “ШирокоПЛосная”

Главное без фильтров работает. А по ВЧ кто нам предложит фильтр простенький? Брал я и от Веги и от S-90 и меня устраивало без микрофона на мой скромный слух…..Конечно Александр Сергеевич скажет,что всё это помоечные ВЧ динамики.

Этому динамику хватает примитивной LR коррекции, уравнять отдачу СЧ-ВЧ полочки с басовой частью.
В отличие от шириков типа Визатона , у нашего отрыв СЧ от НЧ не так велик, в принципе можно и без коррекции слушать.

делал корпус размером 30 на 30 на 160 см , для одного 10гдш вполне хватит но я хочу засунуть 2 динамика последовательно, по идее объёма должно хватить , без использования ФИ , кто что думает?

Олег.будет маловато такого объёма для порядочного качества.А что увеличить в 2 раза место мало или родственники не велят? Замкнуло многих на полочники!

Источник

Adblock
detector